Итак, в этой статье мы рассмотрим, как сделать панорамное фото при помощи зеркалки или беззеркалки, и затем обработать его в Adobe Lightroom. Давайте начнем с определением задачи, зачем вообще делать панорамные фотографии, чем они лучше обычных?
- Бо́льший обзор снимаемой местности. Да, супер широкоугольный объектив 14-18мм тоже даст большой обзор, однако за счёт изменения перспективы. Т.е. все удаленные от вас здания, горы, скалы и т.п. будут совсем мелкими. При панорамной съёмке этого можно избежать и получить перспективные искажения, характерные для "нормального" фокусного расстояния 50мм
- Бо́льшее разрешение полученного панорамного кадра чисто за счёт увеличения площади снимка. 200 мегапикселей - запросто. Т.к. при обработке панорамной фотографии в Lightroom склеиваются несколько последовательных кадров, каждый из которых сделан в обычном для камеры разрешении, результирующая склейка обладает суммой разрешений всех кадров. Соответственно у фотографии появляется некая глубина, а на 100% увеличении можно увидеть самые мелкие детали
В качестве примера в этом уроке мы рассмотрим панорамную фотографию исторического центра Вероны, сделанную с высоты соседнего холма. Дата съёмки - 27.01.2019. Камера Nikon D810, объектив Tamron 70-300, на фокусном 70. Другие параметры съёмки, такие как ISO, выдержка, приводить не буду, т.к. в данном случае они не принципиальны - кадр сделан при достаточном освещении. Итоговое разрешение фотографии - 135 мегапикселей (20256*6692 пикселей).
Для начала давайте увеличим полученную панорамную фотографию на 100% и попробуем поискать интересные мелкие детали. Конечно, съёмка с высокого холма достаточно удаленных предметов не даст нам детализации уровня "можно прочитать все номера авто", однако какие-то интересные уличные сценки вполне видны. Заметьте, что расстояние от точки съемки до этих людей - примерно полтора километра.
Итак, как снять панорамную фотографию?
Чтобы сделать панорамный снимок в этом примере, я снял 11 последовательных вертикальных кадров, слева направо, с "нахлестом" кадров друг на друга примерно по 15%. И затем "склеил" эти кадры в Adobe Lightroom в один.
Итого, чтобы снять панорамную фотографию и затем обработать её в Lightroom, вам необходимо сделать несколько - три, пять, десять, зависит от сюжета - вертикальных кадров, с нахлестом кадров друг на друга примерно на 15-20%. Не бойтесь увеличить нахлест. Если в вашей камере есть функция показа в видоискателе или на экране сетки "золотого сечения" - можно смело ориентироваться на неё. Можно ли делать горизонтальные кадры? Можно. Можно как угодно, но об этом потом, сейчас мы разбираем базовый уровень.
Нужен ли штатив для панорамной съёмки?
Необязательно, но крайне желательно. Хороший штатив с хорошей панорамной головой позволит точнее снять кадры из которых потом будет делаться склейка в Lightroom. Кадр, который мы разбираем в этом уроке сделан без штатива, т.к. поездка в Верону в тот раз была однодневной, утром из Милана на электричке, вечером обратно в Милан. Штатив таскать с собой не хотелось. Но вот, например тоже панорамный кадр, миланский Дуомо. Без штатива ночью не обойдешься. Разрешение снимка 14308*5073 пикселей, т.е. 73 мегапикселя.
Какое фокусное расстояние предпочтительно для панорам?
Избегайте крайностей. Шире 28мм (для полного кадра) - будут трудности со склейкой из-за сильных искажений перспективы. Более 70-80мм - трудно подобрать сюжет. Идеально получается в диапазоне 28-50мм.
Как склеить панорамные кадры в Adobe Lightroom
Итак, снято 11 вертикальных кадров в ряд, слева направо. Импортируем все кадры в Lightroom, и, не заходя в модуль Develop, сразу после импорта, выделяем их все с помощью Shift, и кликаем правой кнопкой.
Выбираем меню Photo Merge - Panorama.
Выбираем Spherical Projection и ждем некоторое время на склейку.
Вот склейка полностью готова, она сохранена в той же папке с оригиналами в формате DNG. Сначала необходимо немного обрезать ее, чтобы не было белых незаполненных мест по краям кадра. Теперь можно делать обычные действия по обработке в Lightroom - поправить экспозицию, наложить пресет, и тд, и затем как обычно экспортировать в jpeg.
Подводные камни
Избегайте попадания в кадр движущихся объектов - людей, авто и т.д. При склейке могут появиться неожиданные артефакты, которые потом трудно будет исправить в Photoshop. Не стоит пытаться сделать панорамное фото пейзажа при очень сильном ветре, если на переднем или среднем планах есть деревья, высокая трава и вода - все это превратится в "кашу". При ночной съёмке со штативом в городе проблему могут создать люди и авто.
Склейка панорамы из нескольких вертикальных кадров - это база. Но можно, например, снять вертикальную панораму из горизонтальных кадров. Вот пример ниже. Это вертикальная склейка 8 горизонтальных кадров. Снято в Самарийском ущелье на острове Крит. Без особой художественной ценности, просто хотелось запечатлеть масштаб ущелья.
Таким образом, возможности почти безграничны, но нельзя и забывать о проблемах, о которых написано выше. На этом всё.